Птицы пустынной части дельты Волги.

Гораздо доступнее для наблюдений птичье население. Весной в воздухе трепещут степные и обыкновенные пустельги, высматривая на земле полевок и других мышевидных грызунов. Низко над землей пролетают степные луни. Едва различимые в синеве неба, мелодично поют жаворонки. Здесь их несколько видов: хохлатый, степной, белокрылый, малый и другие. На земляных холмиках, а то и просто на ветках высохшей полыни часто встречаются небольшие Насекомоядные птицы — каменка обыкновенная, плясунья и плешанка. Они то взмывают в воздух, то пикируют к земле, присаживаясь на веточке бурьяна, наполняя воздух негромкими отрывистыми криками. Жаворонки гнездятся на земле, а каменки заселяют норки грызунов или земляные ниши и трещины.

Славка садоваяВ густых зарослях тамариска снуют садовые славки, а на вершинах отдельных сухих ветвей можно увидеть очень нарядных жуланов — небольших, но сильных и агрессивных птиц из рода сорокопутов. Все эти подвижные птицы оживляют кажущееся однообразие пустыни. В обрывистых склонах глинистых бугров гнездятся золотистые и зеленые щурки. В отдаленных районах, где влияние человека на ландшафт пока менее ощутимо, еще можно встретить ставших очень редкими и включенных в Красную книгу стрепета и дрофу. Местами довольно обычна серая куропатка, перепел и журавль-красавка — самая изящная птица края песков и полыни. Кому посчастливилось увидеть весенние пляски журавлей, тот никогда не забудет это удивительное зрелище. Красавки гнездятся прямо на земле, они очень заботливые родители. Здесь можно встретить крупных хищников — канюков-курганников и степных орлов. Их гнезда также бывают расположены на земле, иногда на кустах тамариска и даже на опорах линий электропередач или триангуляционных вышках. Иногда можно увидеть ставших очень редкими соколов-балобанов.

Стрепет дрофаВ периоды весенних миграций птиц большое их количество пролетает над территорией Северного Прикаспия на места гнездования. При резких ухудшениях погодных условий птицы делают вынужденные остановки, используя различные временные местообитания. Совсем по-иному выглядит пустыня летом и в первой половине осени. С наступлением летней засухи почва высыхает и трескается. И жизнь замирает. Иссушенная ветрами и зноем травянистая растительность отчасти гибнет и изреживается, а наиболее устойчивая к засухе — становится блеклой и угнетенной. Небо мглистое и белесое. Часто дуют сильные ветры, и окутанные развевающимся песком барханы словно дымятся. Вокруг, сколько видит глаз, необозримое пространство равнины, местами вспаханной и коричневатой с редкими кустиками дурнишника и верблюжьей колючки, местами песчано-сизой от высохшей Польши. Вдоль дорог тянутся низкорослые посадки приземистого вяза, среди которых много сухих деревьев. В посадках четко выделяются матово-зеленые кроны лоха. Видны большие шарообразные гнезда сорок, да и сами птицы то и дело встречаются на проводах телеграфных линий.

Бесконечным строем тянутся линии столбов электропередач — постоянные спутники больших и малых дорог. Тысячи километров проводов служат пристанищем для всевозможных птиц: небольших соколов — пустельги и кобчика, сизоворонок, скворцов, ласточек, золотистых щурок, сорокопутов, грачей и ворон. На самих же столбах сидят и более крупные птицы — степные орлы и канюки-курганники. И уже не кажется пустыня скучной и однообразной, раз живут в ней эти птицы. Значит, живут тут зайцы, суслики, песчанки и другие грызуны, служащие им кормом. И всегда в природе за увеличением численности грызунов наблюдается и увеличение численности охотящихся на них хищников. В сообществах хищников и их жертв происходит естественная регуляция численности, но постоянно расширяются масштабы хозяйственной деятельности человека, что нередко приводит к нарушению сложившихся в природных сообществах экологических связей и их равновесия.

Один такой пример особенно поучителен. Не сусликов и не песчанок, с которыми человек издавна ведет упорную борьбу как с вредителями сельского хозяйства и переносчиками опаснейших инфекционных заболеваний, а именно степных орлов ученые вынуждены были включить в Красную книгу как ставших очень редкими и нуждающимися в особой охране. Одной из причин быстрого сокращения их числен-ности явилась гибель на линиях электропередач. Степных орлов и других птиц убивает током, когда они, сидя на металлических траверзах опор, касаются провода. Садящиеся на провода более мелкие птицы погибают, коснувшись металлических креплений изоляторов или траверзов. У них, как правило, бывают обожжены кончики клювов или лапы. Одни конструкции ЛЭП оказались губительны для птиц, а другие-безопасны. Трагизм происходящего ясен всем: ученым, энергетикам, хозяйственникам. Зоологи проводят исследования, пишут гневные письма и рекомендации, в соответствующих министерствах даются указания проектировщикам разработать безопасные конструкции, а эксплуатационники энергосетей часто не могут их выполнить, потому что на реконструкцию смертоносных ЛЭП требуются немалые средства.

Но уже появляются в Прикаспии и новые — безопасные для птиц опоры рядом со старыми. И пока судьба степных орлов во многом зависит от того, какой столб предпочтут они себе для отдыха — старой или новой конструкции. А грызуны, оказавшись без естественных врагов, увеличивают тем временем численность, несмотря на все усилия человека сдержать этот процесс Вывод напрашивается однозначный — необходима экологическая экспертиза инженерных конструкций. Те же столбы, если предусмотреть в них пустоты для гнезд птиц или установить, где это необходимо, специальные платформы, решат проблему дефицита мест гнездования в безлесных районах пустыни. Может быть, тогда меньше будет и вредителей на полях, и не понадобится много пестицидов, невидимым бумерангом бьющих без разбора все живое?

Добавить комментарий